Отношения между собственником и арендатором жилья регулируются письменным договором, в котором прописаны права и обязанности обеих сторон. Но иногда арендатор еще до подписания договора делает наймодателю разные и порой неожиданные предложения.
Разбираемся, какие из предложений собственник жилья должен отвергнуть, чтобы потом не понести убытки.
Срочно заехать
Такое предложение потенциального арендатора говорит о попытке обойти проверки, быстро заехать в квартиру без должной верификации. Но стандартный протокол проверки не стоит сокращать. «Наймодатель должен спокойно проверить арендатора, его платежеспособность, согласовать все условия. Подготовка ко всему должна занимать 24–48 часов. А любой отказ арендатора от процедур — сразу «красный флаг», — говорит руководитель департамента городской и загородной недвижимости «НДВ Супермаркет Недвижимости» Елена Мищенко.
Внести оплату при заезде не полностью
Главный риск такого предложения — это возникновение хронической задолженности с первого дня. Поэтому надо следовать правилу, что ключи передаются арендатору только после полной оплаты первого месяца и внесения обеспечительного депозита, предупреждает эксперт.
Не договориться о сроке проживания
Собственник должен либо отказаться от такого арендатора, либо зафиксировать в договоре минимальный срок (например, 11 месяцев) с автоматической пролонгацией и уведомлением о выезде за 30 дней. В случае досрочного выезда в договоре должны быть прописаны либо удержание части депозита, либо уплата неустойки.
Просьба о скидке
Если с самого начала арендатор просит сделать дисконт, то это грозит систематическими задержками платежей и дальнейшими попытками дожимать собственника скидками. А это вряд ли входит в планы наймодателя, поэтому в такой просьбе лучше отказать.
Сделать ремонт
Здесь главный риск — это порча отделки и снижение ликвидности. Поэтому собственник должен запретить любые изменения без своего письменного согласия. Даже при обычной смене замков на дверях арендатор обязан передать наймодателю комплект ключей. Также в договор можно включить пункт о том, что если арендатор сделал что-то по-своему и без согласования, то при выезде он обязан вернуть все «как было» или компенсировать восстановление, предупреждает Елена Мищенко.
Вывезти мебель
Главный риск — повреждение мебели и невозможность восстановить ее первоначальный вид. Поэтому лучше в такой просьбе отказать. Если наймодатель пошел в этом вопросе навстречу арендатору, то надо позаботиться о детальной описи мебели, оценке ее стоимости и фотофиксации состояния. Также можно взять с арендатора дополнительный обеспечительный платеж и подписать отдельный акт со сроками возврата мебели в квартиру, а также компенсацией при любом дефекте.
Часто будут гости
Такие слова арендатора грозят несанкционированным увеличением числа проживающих, а также ростом износа квартиры, жалобами соседей. Если наймодатель соглашается с таким предложением арендатора, то в договоре надо обязательно зафиксировать перечень постоянных жильцов и статус «гостей». «Можно установить лимит на ночевки гостей — например, не более трех ночей подряд и семи ночей в месяц без письменного согласия собственника. Также необходимо прописать ответственность арендатора за поведение гостей и право на расторжение при систематических нарушениях», — советует эксперт.
Источник: РБК Недвижимость

