+7 495 988-44-22
Заказать звонок
Обратный звонок

Напишите ваш номер телефона и мы перезвоним!

Отправляя форму, вы подтверждаете своё согласие на обработку персональных данных

Мы скоро вам перезвоним!
Назад Обзоры

Все выше, и выше, и выше

Часть вторая

Московские высотки были символами новой жизни счастливого советского народа. Их создавали лучшие архитекторы и каждый проект курировал сам Сталин. В новых высотных зданиях были расположены главные учреждения Москвы, а квартиры в домах получали космонавты, ученые, актеры, военные – герои новой эпохи.

Высотка на Котельнической

Место для этой высотки выбрал Лаврентий Берия, но архитекторы были категорически против. Грунт совершенно не подходил для такого большого здания – здесь практически невозможно было вырыть глубокий фундамент. Тем не менее Берия настоял на своем, он это умел. По одной из московских легенд именно с этого места шли подземные ходы в Кремль, комиссариат и Новоспасский монастырь.

Жилой дом на Котельнической набережной, который сегодня воспринимается, как единая постройка, возводился поэтапно: в 1940 году появилось одно крыло, а уже после войны построили второе на Подгорской набережной и объединили его с первым. Сверху была общая башня со шпилем. Ставили высотку в рекордные сроки руками заключенных. В квартирах на стенах гвоздем было нацарапано: «строили зэки», «10 отряд». На более высоких этажах их уже не сопровождали сотрудники охраны, там было опасно. Ходили слухи, что заключенные пытались сбежать и прыгали на листах фанеры прямо с высотки. На самом деле такого не было. Они знали, что после стройки будет амнистия. В итоге все получили долгожданную свободу.

Высотка на Котельнической была первой, которую сдали в эксплуатацию. Здание соответствовало модной сегодня концепции «город в городе». В комплексе работал гастроном, почта, химчистка, лучшая в районе булочная и собственный кинотеатр «Иллюзион». Кстати, именно здесь часто показывали фильмы без предварительного просмотра госкомиссий, поэтому кинотеатр неоднократно оказывался под угрозой закрытия, но знаменитые жильцы дома все время «спасали» его.

Дом получился самым элитным. Списки жильцов утверждал лично Сталин. Одно крыло предназначалось для военных, другое для творческой элиты, сначала заселились работники НКВД, потом люди искусства. В разное время здесь жили режиссер Иван Пырьев с женой Мариной Ладыниной, поэт Александр Твардовский, актрисы Клара Лучко, Нонна Мордюкова, балерина Галина Уланова, Наталья Сац и прекрасная Фаина Раневская. Архитектор этой высотки Дмитрий Чечулин тоже был в числе счастливчиков.

Фаина Георгиевна Раневская шутила: «Живу над хлебом и зрелищами!». Ее квартира была расположена на втором этаже, как раз над знаменитой булочной и кинотеатром «Иллюзион».

В доме было около 700 квартир, которые сразу сдавали под ключ: везде установлена импортная сантехника, хрустальные люстры, бронзовые светильники, дорогой паркет, белоснежная мебель. При этом отделка была одинаковой во всех квартирах, ее нельзя было менять жильцам, так же, как и заниматься перестановкой мебели. Это могло повредить прослушивающую аппаратуру.

В доме на Котельнической расположен музей Галины Улановой, где сохранилась обстановка советской эпохи, все как при жизни великой балерины.

В конце 2016 года дом впервые после создания, отреставрировали.

Статус: жилой дом, дата постройки 1952 год

Адрес: Котельническая набережная д 1/15

Высота: 176 метров

Архитектор: Архитекторы Дмитрий Чечулин, Андрей Ростковский, главный конструктор Леонид Гохман

Здание у Красных Ворот

Для здания была выбрана Лермонтовская площадь, где до 1927 года стояли Красные ворота - триумфальная арка в честь победы в Полтавской битве. Строители демонтировали не только ее, они разобрали дом, где родился Лермонтов и храм, в котором его крестили. В память о русском поэте в 1964 году на дом установили мемориальную доску.

Фасады отделаны натуральным известняком, первые этажи облицованы красным гранитом. При этом весь декор здания намного скромнее, чем у других высоток. Во внутренних интерьерах использовали не дорогие материалы, а нержавеющую сталь. Здание завершает пятиконечная звезда, которая также выполнена из стали и стекла.

В центральном корпусе были правительственные учреждения, в том числе Министерство транспортного машиностроения (МинТрансСтрой), в боковых корпусах – квартиры от двух до пяти комнат. Главной особенностью сооружения стало размещение в нем станции метрополитена, вход в которую необходимо было сделать удобным уже на этапе строительства высотки. Проблема заключалась в том, что многоэтажная конструкция какое-то время должна была находиться на краю глубокой ямы, вырытой в слабом подвижном грунте. Чтобы сделать ее более устойчивой, перед рытьем котлована грунт по всему периметру замораживали в течение девяти месяцев. Параллельно монтировали стальной каркас с креном в противоположную сторону. Согласно расчетам, грунт должен был просесть после разморозки, а здание накрениться. Предположения оказались верны, и после многомесячного оттаивания грунта высотка встала, как и планировалось, вертикально. Подобного в мире еще не было, даже сегодня получить такой результат на плавучих грунтах очень сложно.

Бдительные граждане умудрились написать на строителей донос, они были уверены, что те намеренно вредят и хотят, чтобы красивое здание упало.

138-метровое здание состоит из центрального 24-этажного корпуса и двух боковых с переменной этажностью от 11 до 15. Фактически это самая низкая из сталинских высоток, но из-за ее расположения на возвышенности визуально она кажется равной другим.

Статус: административное здание, дата постройки 1953 г.

Адрес: Садовая-Спасская улица, дом 21/1

Высота: 138 метра

Архитектор: Алексей Душкин, Борис Мезенцев, главный конструктор Виктор Абрамов


Сталинские высотки строились не только в Москве. После окончания Второй мировой войны советское правительство предложило дружественной Польше профинансировать один из крупных проектов - ветку метро или высотное здание. Была выбрана высотка, таким образом, в 1955 году в Варшаве появился Дворец культуры и науки. По высоте он уступает лишь зданию МГУ.

Высотка на Воробьевых горах - МГУ

Здание, где сегодня расположен главный корпус главного учебного заведения страны, сначала предназначалось для гостиницы, но в итоге решили, что здесь будет университет. На строительство было отведено 4 года. Однако от закладки здания до сдачи прошло больше шести лет. Многие работы продолжались уже после официального открытия.

Дом ставили на «умном» фундаменте, который приспосабливался к уровню грунта и умел подниматься и опускаться вместе с ним. Каркасы первых высоток были целиком собраны из стали, на остальных небоскребах применяли более дешевый железобетонный «скелет». В облицовке фасада - искусственный литой камень (сплавленная смесь из мела, доломита и кварцевого песка).

Помимо комсомольцев-стахановцев и военных высотку возводили лагерные заключенные. Рядом со строительным штабом МГУ было создано временное поселение тех, кто восстанавливал город. Именно там жили бывшие зэки, досрочно освобождавшиеся с завершением строительства. Небольшой рабочий поселок появился еще в 1938 году, его назвали Солнцево, после войны его активно застраивали и позже он стал одним из районов Москвы.

Во время строительства использовали множество новых, необычных технологий. Например, чтобы установить шпиль на здание инженеры сначала разобрали по частям и спустили вниз большой кран. После этого 50-метровый шпиль собирали прямо внутри каркаса, а затем лебедками поднимали наверх.

Вместе со шпилем основного корпуса здание МГУ достигает отметки 310 метров и его видно при въезде в Москву сразу с нескольких направлений. До 1990х-г это было самое высокое здание в Европе.

Ходят слухи, что в комнатах, расположенных в шпиле универа, находилась штаб-квартира КГБ, откуда велось наблюдение за перемещениями высокопоставленных лиц. На Ленинских горах расположено много дипломатических резиденций.

Над скульптурным оформлением высотки работала мастерская Веры Мухиной. Кстати, она обратилась лично к Берии с предложением установить её скульптуру «Рабочий и колхозница» перед университетом, но получила отказ. На вершине здания планировали установить скульптуры Михаила Ломоносова или Сталина. Но решили все-таки оставить звезду, которая стилистически связывала все высотки.

Весь архитектурный ансамбль состоит из 27 корпусов, где размещены администрация ВУЗа, математический и географический факультеты, научная библиотека, музей и актовый зал. Для такого большого здания потребовалось изготовить 68 лифтов, в том числе скоростных кабин. Внутренние интерьеры и горельефы из натурального камня. Автором мозаичного панно в актовом зале является Павел Корин. Александр Дейнека работал над оформлением дизайна фойе, именно он создал мозаичные портреты крупнейших мировых ученых. Сергей Орлов (автор памятника Юрия Долгорукого) создал бронзовые фигуры физкультурников у главного входа. Главный памятник комплекса — Михаилу Ломоносову — выполнил скульптор Николай Томский совместно с архитектором Львом Рудневым.

Дизайн главного здания отделан прочным и красивым мрамором, который был привезен с Южного Урала. Кстати этим же камнем украшены почти все станции Сокольнической и Кольцевой линий метро. Сейчас это месторождение исчерпано.

Студенческий миф рассказывает о том, что в главном здании МГУ есть «блуждающая комната» - как в Хогвартсе. Туда попадают те, кто не знает, как сдать экзамен. В старой и очень пыльной комнате удивительным образом начинаешь понимать невыученный предмет.

Сколько этажей в Университете точно не знает никто. Говорят, что в здании есть секретные подземные этажи – около 30. Ходили легенды, что на глубине есть секретная ветка метро, идущая к сталинской даче, автомобильные тоннели и гигантские бомбоубежища.

На главном здании МГУ находятся самые большие часы в России, диаметр которых составляет 9 метров. Длина минутной стрелки 4.3 метра. Раньше часы приводили в движение, благодаря гигантскому маятнику, а сам механизм занимал место с шестиэтажный дом. Сейчас систему заменяет электрический мотор.

Деревья для парка вокруг собрали со всего Союза. Здесь есть пробковые дальневосточные дубы, русские ели, клены и липы с Ясной Поляны, яблони, груши вишни и украинские белые акации. Чтобы саженцы не умерли в долгой дороге, платформы с ними прицепляли даже к пассажирским поездам.

Стены главного здания МГУ становились своеобразным экраном для лазерных шоу. В 1997 году на праздновании 850-летия Москвы французский шоумэн Жан Мишель Жар показал лазерное шоу с большим и необычным салютом.

Здание университета стало главным творением наших архитекторов, крупнейшей и последней стройкой «сталинского ампира». Со временем с фасада сняли символы «культа личности»: барельефы, цитаты и бюст отца народов. Высотку хотели презентовать Сталину и переименовать в его честь, но вождь умер, так и не получив этот монументальный подарок.

Статус: высшее учебное заведение, дата постройки 1953 год.

Адрес: Ленинские горы, д.1.

Высота: 240 метров без шпиля.

Архитектор: Лев Руднев, Сергей Чернышев, Павел Абросимов, Александр Хряков, главный конструктор Всеволод Насонов.

Вавилонская башня

Высоток должно было быть восемь, по одной за каждое столетие, прожитое великим городом. При этом Дворец Советов с видом на Кремль планировалось построить самым высоким в мире, как символ победы социализма. Он должен был стать центром новой советской Москвы. Под его возведение выбрали место, где сейчас находится парк «Зарядье». На вершине планировали установить 100-метровую статую Ленина, весом 6 тысяч тонн. Дворец Советов называли «Вавилонской башней».

Главный архитектор Москвы Чечулин и конструктор Тигранов входили в советскую архитектурную элиту — в апреле 1949-го, еще на этапе проектирования все авторы московских высотных зданий получили Сталинскую премию. 

Первоначально высотку планировали поставить в другом месте. Для рытья котлована потребовалось снести древний московский район. В 1931 году на месте предполагаемого строительства Дворца Советов был взорван храм Христа Спасителя, подготовительные работы начались уже на следующий год. Проект заморозили из-за начала Второй Мировой Войны. Стальные конструкции были использованы во время обороны Москвы.

Незавершённый проект — Дворец Советов, должен был стать зданием в 420 метров. Если бы он был построен, то и сегодня бы входил в список высочайших небоскребов мира.

Здание должно было вместить 2 тыс. рабочих комнат общей площадью 72 тыс. кв. метров. Здесь планировались кинозалы, столовые и буфеты, типография и роскошный зал собраний, который мог вместить около трех тысяч человек. Внутри размещался также Большой зал на 21 тысячу человек, в форме амфитеатра, где могли проходить народные праздники, шествия и демонстрации. Диаметр зала – 140 метров, высота – 100 метров.

Огромный барельеф Ленина и Сталина должны были украшать президиум зала. Комитет по делам искусств при Совмине СССР курировал создание скульптур и барельефов для экстерьера и интерьеров. Также скульптуры Сталина должны были встать в главном вестибюле и демонстрационном зале.

Весной 1953-го уже собрали стальной каркас почти десяти этажей, но после смерти Сталина проект был заморожен. Металлоконструкции использовали для стадиона «Лужники». В 1960-е на стилобате высотки тем же Чечулиным была спроектирована другая советская мегаструктура — гостиница «Россия» (снесена в 2010 году). Легендарные многоэтажные бетонные подземелья достались ей в наследство от высотного здания, где сейчас находится любимый московский парк «Зарядье».

Статус: административное здание. Не построено.

Высота: предполагалось 420 метров вместе со статуей Ленина. Без статуи 275 метров.

Архитекторы: Дмитрий Чечулин, главный конструктор Иосиф Тигранов

Увидеть все знаменитые высотки можно на городской экскурсии. Всего за несколько часов вы объедете все семь зданий и узнаете обо всех тайнах этих уникальных сооружений, равным которых нет до сих пор. Вы узнаете о планах архитекторов и дизайнеров, что удалось воплотить, а что нет. Кроме того, вы услышите о всех знаменитостях, которые жили и живут в легендарных высотках.

Цена билета – от 700 руб.

Читайте также

Объект "" добавлен в избранное
В избранном 0 предложений
Добавлено в избранное. Нажмите, чтобы перейти к избраннымУдалено из избранных
Перейти к избранным