Парковки в «человейниках»: как можно решить проблему запаркованных дворов?
Недавно стало известно об инициативе одного из региональных застройщиков, предполагающей урезание нормативов по парковочным местам в спальных районах. Предлагается уменьшить норматив на треть. Причиной такой инициативы назван переизбыток парковочных мест в паркингах, построенных застройщиком и невостребованным у покупателей. Как решить проблемы парковки у современных новостроек Novostroy.ru спросил у экспертов.
N.RU: Каков сейчас норматив обеспечения машино-местами новостроек?
Андрей Стригалев, директор компании "НДВ-Девелопмент": Государственные нормативы уже давно устарели. Однако 95% девелоперов их не соблюдают. Сегодня при строительстве жилого комплекса комфорт-класса берется коэффициент 0,5 на 1 квартиру. То есть если в доме 300 квартир, значит они должны быть обеспечены машиноместами в количестве 150 единиц. Для бизнес-класса – коэффициент 1,5-2 машиноместа на квартиру. Это является распространенной практикой для девелоперов столичного региона.
N.RU: Каковы цены и спрос на них?
А.С.: В связи с высокой ценой машиномест в подземном паркинге, особенно многоуровневом, они редко, когда заполнены на 100%. При этом девелоперы их продают практически по себестоимости. Например, стоимость продажи одного машиноместа в домах комфорт-класса – 700-900 тыс. руб., при этом себестоимость строительства составляет те же 700 тыс. руб., то есть застройщик ничего не зарабатывает от продажи машиномест. Для бизнес-класса средняя цена продажи - от 1,5-2 млн руб. до 4-5 млн руб., в премиум и элит-сегментах – около 9 млн руб. При этом стоит отметить, что себестоимость строительства паркингов в бизнес и премиум-сегментах значительно выше, чем в комфорт-классе. Поэтому продажи за такую высокую стоимость не гарантируют высокого финансового результата для застройщика. Что касается наземных парковок, то они подразделяются на два вида – гостевые и многоуровневые, представленные отдельными зданиями на территории жилого комплекса по типу "народного гаража". Если первые предназначены для всех жителей и гостей проекта, то во-вторых машиноместо необходимо выкупить или арендовать, чтобы иметь право им пользоваться. Однако и здесь нет стопроцентной заполняемости, т.к. целевая аудитория таких парковок – массовой сегмент, для которых цена продажи 350-500 тыс. руб. существенная сумма. Но застройщик не может предложить меньше. Стоимость строительства многоуровневого наземного паркинга - 20-25 тыс. руб. за квадратный метр. С учетом того, что машиноместо по нормам занимает всего 13м, его себестоимость составляет порядка 350 тыс. руб. То есть как раз та сумма, по которой их реализуют. При этом человек, который покупает такое машиноместо, понимает, все, что он получает – это защита от непогоды и вандалов. Наземные гостевые парковки, в свою очередь, вне зависимости от сегмента жилого комплекса часто переполнены. Причина кроется в устаревших СНиПах и нормативах 70-х годов, когда строительство велось из расчета 1 машиноместо на 5 квартир.
N.RU: Возможны ли более экономичные системы парковки рядом с новостройками, чем привычные открытые места во дворе, подземные и наземные многоуровневые паркинги?Какие зарубежные методы организации пространства в новостройке могут взять на вооружение российские застройщики?
А.С.: Проблема решается одним способом. Это удешевление строительства многоуровневого наземного паркинга, что на данный момент времени невозможно. Существующие технологии, например, система клаус (когда этажерки на одном уровне поочередно поднимают и опускают машины), наоборот его удорожают. Однако есть интересная идея. Многие земельные участки располагаются вдоль железнодорожных путей, рядом с заводами, фабриками. Границы этих участков попадают в санитарно-защитные зоны, где нельзя ничего строить кроме плоскостных объектов, которыми и являются парковки. Поэтому при проектировании жилого комплекса желательно, чтобы застройщик располагал многоуровневые наземные парковки в данных санитарно-защитных зонах, а сами дома на определенном удалении от них. Таким образом, выполняется двойная функция. С одной стороны, с пользой застраивается зона, где запрещено возводить какие-либо жилые, коммерческие и социальные объекты. С другой, девелопер получает дополнительный эффект от реализации парковки. Иначе это место просто пустовало бы. В-третьих, многоуровневые парковки выполняют роль шумовых барьеров и делают проживание в комплексе более комфортным.
Подробности в источнике: Novostroy.ru